Яндекс.Метрика
Главная arrow Библиотека arrow Гостев А.А., Соснин В.А. "О психологических проблемах восприятия Проекта «код давинчи» в России".
Версия для печати

О психологических проблемах восприятия Проекта «код давинчи» в России

 
В.А. Соснин
 
Осмысление круга психологических проблем, возникающих при восприятии российской аудиторией книги и фильма о «коде давинчи» (далее в тексте КД-проект) предполагает учет многих моментов. Укажем на некоторые из них.

1. Психологический анализ воздействия КД-проекта предполагает учет того, что содержание проекта является дезинформацией. Кд-проект не может восприниматься как нечто научно корректное. Впечатляющий уровень некомпетенции, необъективности, невежества, ошибок и неточностей автора книги (и создателей фильма), с одной стороны, и аргументация со стороны христианского богословия и истории Церкви, с другой, освобождает от необходимости рассмотрения содержания конкретных атак со стороны КД-проекта на традиционные христианские ценности и представления. Иными словами, научно-богословский анализ лишь отдельных примеров невежества автора, согласно известному принципу «повторяемости целого в частях» снимает необходимость серьезного диалога относительно содержания КД-проекта, и переводит разговор с его авторами в плоскость нравственной ответственности перед правами и свободами верующих. С точки зрения социальной психологии есть основание рассматривать КД-проект как конкретный случай психоманипулирования внутреннем миром человека на сознательном и неосознаваемом уровнях.

2. Под психоманипуляцией следует понимать скрытое духовно-нравственное и психологическое воздействие на человека (часто не замечаемое им, происходящее помимо его сознания и воли) путем программирования его сознания-подсознания в определенном направлении задаваемыми мнениями, мировоззренческими смыслами и т.п. Психоманипуляция – это перекодирование внутреннего мира человека навязыванием ему определенных мыслей, образов, переживаний, моделей поведения. В психоманипуляции людьми широко используется формирование вымышленных идеалов, вкладывание “нужных мифов”, конструирование «исторического» знания. В результате сильного искажения социального восприятия люди начинают жить в виртуальной реальности, способной заставить человека действовать против собственных идеалов и даже национальных интересов (1). Модный сегодня либерально-демократический тезис о свободе выбора несостоятелен в виду того, что психоманипуляция по самой своей сути искажает свободу воли, свободу нравственного выбора личности. Человек невольно действует под влиянием на него некой информации, внушаемой с определенными целями. Эффект сенсации, а это один из основных приемов манипулирования душой человеком, используемый в КД-проекте, еще более затрудняет возможность вовремя закрыться от манипуляции. Поэтому в современных условиях речь должна идти о защите свободы миллионов людей – жертв психоманипуляции и ее «демократического прикрытия», которые, будучи вовлеченными в информационный поток страниц и картинок, могут не понять, что употребляют «духовный яд». Люди Кд-проектом кодируются на неприятие Традиции - базовых ценностей традиционных культуры. Задается ложное прочтение христианства, что отравляет нравственное сознание миллиардов людей – не только христиан, но и тех, кто принимает его идеалы, находясь на иных религиозных позициях. Это особенно касается молодежной аудитории, в силу возрастных особенностей имеющей установку на некий протест против традиций, и открытость новому без критического рассмотрения его содержания.

3. Поскольку психоманипуляция имеет аспекты преднамеренности и непроизвольности воздействия на душу человека, Кд-проект следует рассматривать как очередное звено в цепи целенаправленного «тестирования» российской аудитории, прежде всего, аудитории православно-христианской. Это очевидно из огромного числа антиправославных высказываний в СМИ и телепередач за последние 15 лет - из показа, в частности, на НТВ фильма «Последнее искушение Христа» в канун священного для православных людей дня Пасхи, который не был отменен даже по просьбе Патриарха Алексия II. Подобная предистория позволяет понять представления тех людей, кто считает Кд-акцию массовой провокацией на уровне конспирологического проекта в смысле претворения в жизнь определенных ценностей и мировоззренческих установок (2). Это мнение многих людей подтверждается тем, что КД-проект имел серьезное финансовое обеспечение – масштаб навязывания обществу КД-проекта, не оставляет сомнения в его широкомасштабной проплаченности. Преднамеренная антиправославность КД-проекта проявляется, в частности, в том, что протесты христиан подаются как неуместные, в то время как негативная реакция мусульман не вызывает вопросов в СМИ. Но прием двойного стандарта – известный прием психоманипулирования.

4. С точки зрения психологии веры, религиозных переживаний Кд-проект является оскорбительным для духовно-нравственных чувств людей, ярким примером неуважения к традиционным нормам морали, сознательной богохульной насмешкой над тем, что дорого и свято для миллионов верующих (3). Налицо глубокое и кощунственное оскорбление религиозных чувств верующих (4). Контент-анализ телефонных звонков, высказываний граждан говорит о справедливом и психологически достоверном восприятии ими фильма как попрание их прав и свобод, надругательство над их ценностными мировоззренческими установками. Правомерность вывода о факте оскорбления норм нравственности доказывается аналогией с карикатурным скандалом в исламе (5), солидарностью с христианами представителей других конфессий, суть выступлений которых можно свести к мысли о том, что никто не имеет права оскорблять религиозные чувства верующих, тем более навязывать ложную информацию по отношению к истории традиционных религий. Характерной реакцией аудитории является высказываемое возмущение бездействием органов прокуратуры в связи с безответственным отношением Федерального агентства по культуре и кинематографии (6). Налицо психологическая готовность православных священников и мирян подать в суд на российских организаторов показа фильма.

5. Анализ психологической реакции христианской, особенно православной аудитории должен строиться вокруг осмысления ценностных установок личности, с точки зрения «психологии защиты святыни» от антихристианской направленности Кд-проекта. Психология «защиты святыни» является, по сути новым направлением социально-психологического анализа закономерностей нравственного сознания, однако, материал к нему существует, как на теоретическом уровне (см., например, работы И.А. Ильина), так и на уровне практическом. В этом плане показательны, прежде всего, события вокруг «карикатурного скандала» в исламском мире. Уроки данных событий показывают, насколько взрывоопасно может быть игнорирование «священных религиозных чувств» людей, что недопустимо в настоящих условиях планетарного, цивилизационного процесса, особенно под углом зрения «борьбы с терроризмом».

6. Психологический анализ реакции граждан на Кд-проект позволяет считать, что только особый склад русского православного человека, характеризуемый исключительной терпимостью к инокультурным реалиям, миролюбием, «архетипической всечеловечностью» позволяет понять, почему протесты против оскорбления национальных и религиозных чувств не оформились до настоящего времени в более явные формы (несмотря на факты явной русофобии в ходе «перестройки-роеформ» в стране). С точки зрения этнической, национальной психологии, при учете закономерностей «глубинно-психологических» (в связи, в частности, с проблематикой «коллективного бессознательного») нельзя игнорировать возможность перехода некой грани, когда «чувство оскорбленной святыни» выступит фактором усиления социальной напряженности в обществе. История общественной психологии русского этноса прекрасно показывает, что из этого может произойти. Необходимо более глубокое осознание роли базисной духовной традиции – т.е. православного христианства в общем мультиконфессиональном поле. Роль данного фактора показана совокупностью культурологических данных, накопленных человечеством для описания закономерностей духовной реальности в ее онтологии и субстанциональности, на научном уровне обобщаемых таким гуманитарным направлением современной психологической науки как трансперсональная психология.

7. Осмысление глубинных духовно-нравственных и психологических основ православного мироощущения должно учитывать особое отношение между Богом и человеком, раскрытое Православием, и составляющее суть «психологии защиты Святыни», и соответственно, особого чувства оскорбления ее под флагом «свободы информации». На уровне психологии религиозного чувства ясно, что Бог, пришедший на землю «во плоти» для спасения человечества, составляет во внутреннем мире верующего особую духовно-психологическую внутреннюю реальность, по сравнению со всеми другими вариантами «посланцев Бога» в виде пророков, аватар и т.п., имеющих в себе «божественное начало». И если абсолютно недопустимо любое неуважение к каноническим образам святых других религий, то тем более это кощунственно к Богу, который реально пребывал на земле вместе с людьми, однако, не имел в себе никакого греха. Поэтому предположение о «плотском сожительстве» Бога (7) может с психологической точки зрения рассматриваться как особо циничное преднамеренное целенаправленное оскорбление религиозных чувств верующего (идея случайности, не учета чего-то и т.п. отпадает, так как в этом случае предполагается прекращение проекта и принесение извинений) (8). Это разрекламированное утверждение полностью искажает Божественное Откровение. Отдельная тема – оскорбление христианского монашества.

8. Одним из психоманипулятивных приемов Кд-проекта, защищающих его от ответа за оскорбление Святыни, является утверждение о том, что книга является фантастикой. С точки зрения психологии образной сферы (А.А. Гостев), этот аргумент не освобождает от ответственности, ибо любые образы во внутреннем мире человека или на уровне коллективных представлений автоматически обладают регулятивным эффектом, силой воздействия на мир, а также характеризуются своей «материализацией». Созидающая или, наоборот, разрушающая сила воображения известна не только в теоретической и прикладной психологии, в психотерапии, но также и в магии, оккультизме. Эти закономерности образной сферы человека в ее взаимодействии с внешней имаго-символосферой определяют то, что в лице Кд-проекта перед нами – не фантастика, оскорбляющая веру людей, но и реальная сила, способствующая нравственной апостасии человечества, углубляющей планетарный кризис.

9. Данные о психологии социальных представлений (К.А. Абульханова, Дюркгейм, С. Московичи, П.Н. Шихирев и др.) свидетельствуют как о тесной взаимосвязи образов социального восприятия в системе социальных представлений, питающей мировоззрение личности, так и о связи социальных представлений с неосознаваемыми сферами психики. Этот факт важен для нашего анализа тем, что он показывает возможность «информационного инфицирования» человека образами, задаваемыми извне. Иными словами, деформация лишь одного представления о чем-то, тем более имеющего особый ценностный статус (а таковыми и являются религиозные представления), приводит к повреждению всего внутреннего мира личности, особенно у молодежи. Обретение человеком в себе «искаженного христианства» будет способствовать нравственной деформации личности, а через это укреплять антихристианские тенденции в мире.

10. Возникшие в ходе дискуссии идеи о «не обращении внимания» на КД-проект несостоятельны в силу того, что он оказался в центре внимания массового сознания. А потому запущена психологическая закономерность «эффекта неоконченного действия». Можно, в частности, предположить, что позиция католической общины (эта позиция противоречит протестам в Италии), удовлетворяющаяся объявлением проекта вымыслом, культурной провокацией, загонит реакцию оскорбленного православно-христианского чувства во «временное подполье», задавая потенциальную «энергию пружины».

* * *

Итак, в книге и фильме содержатся идеи, способные возбудить религиозную вражду, унизить достоинство верующего человека или группы лиц по признакам религиозной принадлежности. Текст книги и образы в фильме способны также побудить к активным действиям в защиту христианских ценностей. С психологической точки зрения можно утверждать правомерность защиты людьми своей духовной святыни. Более того, в КД-проекте можно усмотреть элементы разжигания религиозной розни, возможности появления ростков ксенофобии и религиозного экстремизма, который субъективно будет восприниматься (и таковым будем с точки зрения духовных законов) как «праведный гнев». КД-проект с психологической точки зрения не может быть подан как факт свободы художественного самовыражения. Прецендент с КД-проектом поэтому целесообразно использовать для предотвращения любых «мировоззренческих диверсий» в России.

В случае предъявления исков участникам КД-проекта в России следует добиться судебного решения о клевете и оскорблении на уровне индивидуального и группового сознания. Это послужит укреплению гражданского согласия в обществе, выправлению искаженного западно-ориентированного понимания «демократических ценностей».

С психологической точки зрения СМИ может быть рекомендовано следующее:

  • представить акцию протеста против Кд-проекта, как защищающую права верующих;
  • обосновать то, что приостановка КД-проекта не является нарушением свобод граждан, а является защитой их прав;
  • представить состоявшиеся акции оскорбления нравственного чувства, как требующие извинения.
  • выборочно научно и богословски показать дезинформацию в Кд-проекте, параллельно освятив антихристианскую суть масонства и его роль в современной глобалистской идеологии, фактически отвергающую духовное и культурное многообразие мира.


Примечания:

  1. Термин “манипуляция” употребляется и в переносном смысле: ловкого с сокрытием целей воздействия на людей, побуждающего на поступки, противоречащие их интересам. Оксфордский словарь определяет манипуляцию как “акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка” (С. Кара-Мурза, 2000, с. 19-20).
  2. Диакон Андрей Кураев видит в КД-проекте проведение в жизнь идеи того, что «миром правят тайные ложи». Он указывает, что в рекламной кампании вокруг книги Брауна проявила себя реальная масонская структура. Игнорировать же присутствие этих закрытых элитарных структур в социальной жизни, начиная с XVIII в. он назвал идиотизмом. Одна из главных же целей масонов - маргинализация традиционной христианской Церкви (см. "Правда о масонах" А.И.Клизовского).
  3. "На заре третьего тысячелетия - заявил патриарх Московский и всея Руси Алексий II, - человечество столкнулось с фактами чудовищного по размаху и коварнейшего по замыслу и исполнению надругательства над Богом всех христиан. "Код да Винчи" – это не художественное произведение (министр культуры РФ Соколов), это кощунственное оскорбление всего святого, что есть в христианстве.
  4. Оскорбительны не только подтасовываемые факты, но и слова, которыми они описываются: «хищно согнутые когти Марии …» (с.168).
  5. Так, центральное духовное управление мусульман России назвало фильм кощунственным, характеризовало его как особо изощренную форму духовного геноцида, и призвало власти запретить его показ, поскольку в фильме и книге поруганию подвергся почитаемый мусульманами пророк Иса (Иисус Христос). Духовное управление мусульман Нижегородской области (ДУМНО) призвало к бойкоту фильма.
  6. Экспресс анализ социальных представлений людей, проведенный авторами данной экспертизы – А.Г. и В.С. – выявил память людей на известное высказывание Швыдкого по поводу патриотизма
  7. Заметим, с женщиной, признанной христианской традицией святой, а тем более на фоне данных Спасителем евангельских заповедей, регулирующих отношение полов.
  8. Г-н Браун в своем видении мира существенно ограничен фрейдискими идеями «танатоса» и «эроса», что показывает его «примитивным фрейдистом», в принципе неспособным охватить высшие духовные смыслы бытия. Психоанализ давно уже отошел от отца-основателя и пытается замаскировать свою бездуховность и безнравственность в других направлениях «глубинной психологии».
 
< Пред.   След. >