Яндекс.Метрика
Главная arrow Библиотека arrow Семёнов В.Е. «Православно-патриотические ценности народа России и антиценности СМИ».
Версия для печати

Православно-патриотические ценности народа России и антиценности СМИ.

 
 

Очередные выборы в Государственную Думу в декабре 2003 года со всей очевидностью продемонстрировали идейный сдвиг политических ценностей и установок российских партий и независимых кандидатов в депутаты. Практически не было партий и кандидатов в депутаты, которые не уверяли бы российских избирателей в своем патриотизме, а большинство из них явно или косвенно заявляли и о своей православности или, по крайней мере, о своем сочувствии православию. Претенденты на думские места прекрасно понимали, что наступило время, когда без приверженности этим ценностям надеятся на успех на выборах невозможно. Однако избиратели поверили все-таки не всем. В результате прозападные партии «СПС» и «Яблоко» не предолели 5%-ный барьер и оказались вне Думы. К сожалению простые российские граждане в очередной раз обольстились демогагической риторикой талантливого лицедея В. Жириновского и обеспечили его партии «ЛДПР» еще одно 5-летнее пребывание во власти с традиционным расхождением между словами и делами этих так называемых либеральных демократов.

Немногочисленные репрезентативные социологические исследования религиозности населения, проведенные в последние годы в нашей стране, показывают, что число верующих в России составляет не менее двух третьих населения (даже несмотря на различные классификационные и интерпретационные ухищрения, снижающие число верующих (см. например [1]). В двух из наиболее репрезентативных исследований, проведенных в 2001 году центром «РОМИР – Gallup International» (выборка 2000 человек) и НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ (выборка 2450 человек), получены практически одинаковые данные: соответственно 79,6% и 78,5% российских граждан считают себя верующими [2,3]. При этом свыше 90% среди верующих отождествляют себя с Православием. В указанном исследовании РОМИРа к православным себя отнесли 73,6% российских граждан, к последователям ислама – 4%, к прочим конфессиям – 2%. Атеистами себя считают 18,5% населения, остальные (менее трех процентов) затруднились ответить [3].

Понятно, что до широкого воцерковления еще далеко: около половины российских людей практически не посещают храмы, а активно соблюдают религиозные обычаи и еженедельно бывают в храмах не более 4-5% населения [2,3]. Однако только очень необъективные и пристрастные люди могут отрицать несомненную тягу большинства российских граждан к вере и религиозным традициям.

Религиозность в нашей стране стала возрождаться с конца 80-х – начала 90-х годов прошлого (XX-го) века. Проиллюстрируем это на примере Санкт-Петербурга (не самого, как известно, религиозного города в России). Под нашим руководством в НИИКСИ, начиная с 1993 года, проводились репрезентативные исследования числа верующих в Санкт-Петербурге (каждый раз опрашивалось не менее 1000 человек в возрасте от 18 лет по случайной выборке). В частности всегда задавался один и тот же вопрос: «Считаете ли Вы себя верующим, религиозным человеком?». Были получены следующие результаты о численности верующих петербуржцев: 1993 г. (март) – 47% петербуржцев, 1993 г. (октябрь) – 53 %, 1995 г. – 61 %, 1999 г. – 61 %, 2000 г. – 55 %, 2001 г. – 51 %, 2002 г. – 52 %, 2004 г. – 59 %.

При этом во всех опросах свыше 93 % верующих называли себя православными. В марте 2004 г. к православным христианам себя отнесли 94,2 % среди верующих петербуржцев, к католикам – 0,9 %, к представителям ислама – 0,5 %, иудаизма – 0,5 %, буддизма – 0,5 %. С нетрадиционными конфессиями идентифицировались 1,7 % петербуржцев, остальные 1,7 % затруднились с религиозной идентификацией. Вероятно, не все опрошенные были до конца откровенны, но на уровне тенденций приверженность к разным конфессиям вполне просматривается.

Безусловно, не случайно наши опросы в октябре 2001 г. и в сентябре 2003 г. зафиксировали, что по доверию Патриарх Алексий II и Русская Православная Церковь занимают второе место после Президента, опережая такие государственные институты как Правительство, армия, суд, силовые структуры, телевидение, Совет Федерации, Госдума, а также лидеры наиболее авторитетных партий [5].

Совершенно очевидно, что большинство людей в России (в том числе в Санкт-Петербурге) тяготеет к религии, прежде всего, к православному христианству. Поэтому представляется также очевидным, что данному большинству необходимо помочь разобраться в истории и проблемах веры, в религиозной культуре, духовно-православных ценностях и нормах.

К сожалению российские средства массовой информации не считают подобные задачи актуальными и важными. Так, на телевидении за исключением ежегодной трансляции рождественской и пасхальной служб (к тому же на коммерческой основе) да еженедельного 10-минутного «Слова пастыря» практически для религиозного просвещения ничего не делается. Конечно, имеются различные религиозные радиостанции, газеты и журналы, существующие на средства традиционных российских конфессий, но они маломощны и малотиражны. Зато «телесеть Рамблер» широко и активно ведет пропаганду нетрадиционных для России конфессий на деньги западных спонсоров.

Однако, самое главное – это антирелигиозный, антиправославный, антидуховный и безнравственный характер большинства программ, ток-шоу, фильмов, музыкальных клипов и рекламы на государственном и частном телевидении, массы откровенно «желтых» вульгарных газет и журналов, потока низкопробной «попсы» и блатного так называемого «русского шансона» (по сути выражающего криминальный менталитет) на множестве радиостанций [4].

На российском телевидении по-прежнему преобладают американские и постсоветские фильмы, в которых лидируют темы преступления и убийства (прежде всего из-за денег), психических аномалий (фильмы о маньяках, психопатах, садистах, извращенцах) и порно-эротики. Нередко все эти темы объединяются и переплетаются в одних и тех же фильмах. Затем следуют пустые комедии, в том числе «черные», в которых сюжет чаще всего вращается вокруг выпивки, секса и мошенничества. Отечественные телесериалы почти сплошь посвящены криминальной тематике («Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Бригада», «Воровка», «Дневник убийцы», «Ледниковый период», «По имени Барон», «Каменская» и т.д. и т.п.)

Ток-шоу типа «Окон» и реалити-шоу вроде «За стеклом» и «Любовь слепа» попирают всякую мораль и этику, не говоря уже о религиозной. Приходится констатировать, что современные российские СМИ направлены против всех христианских заповедей – от «не убий» до «не прелюбодействуй».

Вместе с тем бесконечный показ сцен насилия, жестокости, порнографии по телевидению осуждают практически все мировые авторитеты в психологии и медицине, что подкреплено сотнями и сотнями экспериментов, проведенных американскими, европейскими и российскими психологами [6,7]. К выводу о необходимости психологической экспертизы экстремальной продукции телевидения и других СМИ пришли участники круглого стола «Психология и СМИ: свобода и ответственность» на III-м съезде Российского психологического общества, проходившем в Петербурге в июне 2003 года.

Однако, как показало исследование НИИКСИ, проведенное в Петербурге в ноябре 2003 года, не только зрелые люди, но и молодежь уже понимает, что несут им СМИ. Так, 59 % молодых людей считают, что современные российские СМИ и, в первую очередь, телевидение не способствует формированию у молодежи качеств гражданина и патриота. По их мнению, СМИ пропагандирует прежде всего деньги (59,2 %), гораздо реже ценности семьи (22 %), справедливости (8 %) и веры (7 %). В то же время сама молодежь более всего ориентирована на ценности семьи (78 %), как и более старшие группы населения, затем у молодежи следуют такие ценности как друзья, здоровье, работа, справедливость и только потом деньги.

Удивительно, что, несмотря на это негативное влияние СМИ и на кризисную, нездоровую духовно-нравственную атмосферу в современном обществе, большинство молодых людей продолжает исповедовать здоровые неэгоистичные ценности. Например, 53 % молодых петербуржцев считают, что аборт – это убийство человека, большинство молодых людей одобряют преподавание в школе основ православной культуры, 80 % выступают за нравственный контроль за содержанием телевизионных программ и рекламы (по данным недавнего исследования РОМИР 80 % российского населения выступают за настоящую цензуру в СМИ). Таким образом, ценностные ориентации и нравственные установки нормальных российских людей (не берем маргиналов, наркоманов, преступников) более здоровы и этичны, чем ценности и установки современных российских СМИ, которые настойчиво внушают людям антихристианские, по сути языческие, гедонистические и порочные антиценности и антисоциальные нормы жизни. Трудно не согласиться с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, который говорит о том, что «возрождение нравственности… должно стать общенациональной заботой и заботой каждого из нас. Общество изменится, если мы будем выключать телевизор, когда там идет фильм, пропагандирующий разврат, преступность, вражду. Если мы никогда не подадим руку «шоуменам», развращающим детей и юношество, если прекратим покупать товары фирм, дающих рекламы в бесстыдные передачи, если как налогоплательщики, будем требовать от государства не предоставлять никаких льгот нравственно сомнительным изданиям, магазинам, театрам, телеканалам» («Аргументы и факты». 2002, №1-2).

Разумеется, мы видим и позитивные явления, происходящие в российских СМИ. Например, демонстрацию в 2003 году телевизионного сериала «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского или показ на канале «Россия» в текущем 2004 году замечательного документального сериала об истории Русской православной церкви, ее святых и подвижниках «Земное и небесное», появление на петербургском радио таких патриотических программ как «Исторический клуб» и «Марсово поле»… Но таких явлений пока слишком мало, чтобы говорить о духовно-нравственном оздоровлении российских СМИ. Требуется совершенствовать законы о СМИ и рекламе и чаще их применять, не позволяя оскорблять религиозные чувства и игнорировать духовно-нравственные ценности и установки большинства людей в России.
 

Литература:

 

  1. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования. 2002, №7.
  2. Отчет НИИКСИ СПбГУ (науч. рук. В.Т. Лисовский). СПб, 2001 (архив НИИКСИ).
  3. Санкт-Петербургские ведомости. 29 сент. 2001 г.
  4. Семёнов В.Е. Особенности российской полиментальности в контексте развития страны // Общество и социология: новые реалии и новые идеи. СПб, изд-во СПбГУ, 2002.
  5. Семёнов В.Е. Вера в зеркале статистики // Град духовный. 2004, №1.
  6. Семёнов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб, 1995.
  7. Психолого-педагогические проблемы влияния телевидения и других СМИ на детей и молодежь / под ред. В.Е. Семёнова. СПб, 2002.
 
< Пред.   След. >