Цитата(Олег Козлов @ 3.4.2011, 1:34)
Повёл я этот дневник кажется с месяц или два - и вдруг заметил что из моей жизни напрочь исчезли "плохие"события. Что ни день - то сплошная полоса везения - и уже пару недель подряд. Наступило тотальное беспросветное счастье! (Я , конечно смекнул, что это не жизнь объективно изменилась, а моё восприятие её. Я надрессировался видеть только хорошее и не замечать погорчительных событий). Так что метод положительных аффирмаций оказался ну очень эффективным.
Только вскоре я стал задыхаться от этого счастья.
Как будто вместе с грустью и горем из жизни ушло что-то ценное, живое, человеческое. Я превратился в этакого парня "Всё ОКей" с пошлой резиновой улыбкой на лице.
Этим любая психотерапия отличается от душепопечения - любыми способами "лечить" симптом.
По аналогии, это все-равно, что лечить ветви дерева, не трогая корни. При душепопечении, обсуждая вопросы казалось бы далекие от симптома, лечится сам корень и,
как следствие, исцеляются ветви.
Относительно психотехники с дневниками, согласен, есть в них полезное. Можно вспомнить, например, метод Шичко, для избавления от зависимостей. Конечно примитивное "самопрограммирование на успех" это сродни потери тестирования реальности, где под этим тестированием реальности понимается вполне определенное психотерапевтическое понятие.
Мне как-то встретился один грубый и категоричный стишок на эту тему:
"Мой каждый день кристально ясен
и полон радостных картин,
не потому что мир прекрасен,
а потому что я кретин"
Разумный подход заключается не в психологическом избегании плохого, а в восприятии жизни такой, какой она есть. Все происходит, либо по воле, либо по попущению Божиим. За все нужно благодарить Бога и делать правильные выводы из случающихся обстоятельств.
Что касается собственных плохих поступков, то вот, что об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов):
"Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и посредством искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией. Не косни вне пути Божия! — Приходящим греховным помышлениям, мечтаниям и ощущениям противопоставляй с верою и смирением евангельские заповеди, говоря со святым патриархом Иосифом: Како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом [4]. Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и немогущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда —
душевное расстройство." [1]
У него же можно найти и "аналог ежедневного дневника":
"Вечером, отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня. Для того, кто проводит внимательную жизнь, такое рассматривание незатруднительно, потому что по причине внимания к себе уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку развлеченному.
Итак, припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления.Потом, прочитав молитвенное правило, заключи Богомыслием день, начатый Богомыслием." [2]
1, 2 - цитаты по книге свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том I. Чин внимания себе для живущего посреди мира.
http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/Resourse/IGN...f21f4db37f5.htm