Яндекс.Метрика
Главная arrow Психологи arrow Флоренская Т.А.
Версия для печати
Флоренская Тамара Александровна 
 
Флоренская Тамара Александровна (1936-1999 гг.)

Православный психолог, доктор психологических наук (1994), действительный член Нью-Йоркской академии наук (1995). Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова. До 1999 года работала ст. научным сотрудником в Психологическом институте РАО.

Т.А. Флоренской разработаны принципы духовно-ориентированного диалога в психологическом консультировании. Основные из этих принципов: Втупая в диалог с собеседником, консультант признает в нем потенциальное духовное Я - образ Божий в человеке. Консультанту нельзя воздействовать на собеседника и управлять им. Диалогический контакт возникает по мере принятия личности собеседника, основанном на убеждении в духовном достоинстве человека независимо от его наличного состояния. Консультант стремится помочь осознанию противоречия между духовным Я и наличным Я, оставляя консультируемому свободу выбора.

Основные труды: Катарсис как осознание: Эдип Софокла и Эдип Фрейда (В кн. "Бессознательное", т. 2, Тбилиси, 1978); Я - против "я" (1985); Диалог в практической психологии (1991), Этика и психология семейной жизни: программа курса для старшеклассников (1997); Мир дома твоего: психология в жизни (1998); Диалог в практической психологии: наука о душе (2001); Диалоги о воспитании и здоровье: духовно-ориентированная психотерапия (2001); Мир дома твоего: человек в решении жизненных проблем (2004, 2006).
 
 
ОНА ЖИЗНЬ ПОЛОЖИЛА НА ПРОПОВЕДЬ ВЕРЫ В НАУКЕ
 
Интервью со священником, врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук игуменом Валерием (Ларичевым). Игумен Валерий, настоятель храма св. муч. Флора и Лавра в с. Ям Домодедовского района Московской области, знал Тамару Александровну Флоренскую в течение последних полутора десятков лет. Разговор с ним состоялся после службы в церкви во имя иконы Божией Матери «Целительница», вот уже несколько лет действующей при центре психического здоровья РАМН.

Отец Валерий: С Тамарой Александровной мы встречались как коллеги, беседовали на темы наших научных интересов, а после того, как я принял сан, она приходила на исповедь, к причастию. Во время болезни, когда она уже не могла ходить, я приезжал к ней и порой удивлялся состоянию ее духа, чистоте ее души. Глубоко верующий человек, она и в науке, в самые мрачные годы атеизма, все, что делала, приводила в соответствие с верой. В своей деятельности она опиралась на творения Святых Отцов, которые не уставала изучать всю свою жизнь.

Корр.: Трудно представить, как удавалось ей в те годы совмещать веру и ее проповедь в психологии?

Отец Валерий: Да, приходилось находить термины, иносказания, поскольку невозможно было открыто исповедовать союз веры и науки. Тем не менее по сути вся ее деятельность зиждилась на Православии. Ведь Дух животворит, а буква мертвит. Тамара Александровна – доктор психологии, и ее научные труды очень много дали практикующим врачам. И врач, и священник занимаются одним – врачуют душу. Только делают это с разных точек зрения: врач – чтобы избавить человека от многих проблем, связанных со здоровьем, облегчить его земное существование. Священник – чтобы подготовить человека к вечности, избавить от грехов, от тех проблем, перед которыми, может быть, оказались бессильны врачи. Основная врачебница – Церковь и основной врач – Господь душ и телес наших. Слава Богу, что болящие получили возможность обращаться за такой помощью прямо в больничных стенах. Ныне это уже стало привычным и распространенным, и Тамара Александровна разделяла нашу радость от этого.

Корр.: Судя по всему, научный путь ее был тернист, остались ли у Флоренской ученики?

Отец Валерий: Да, недавно защитила кандидатскую диссертацию ее любимая ученица Марина Колпакова. Как раз по теме духовной помощи женщинам, которые намерены были отказаться от детей в роддоме. Она проводила с ними беседы, и многие из них изменили такое намерение. Вот практическая польза в решении этой актуальной проблемы – пробудить голос совести, духовное «Я» человека. Кстати, это понятие, возвращенное Флоренской в отечественную психологию и педагогику, обязывало нашу науку признать духовность человека, а значит, в корне изменить привычную систему представлений.

Направление психологии, в котором она работала, основано на религиозных представлениях о жизни. Множество людей, подвизающихся в науке, не пользуются понятием греха. А не зная, отрицая его, невозможно правильно понять законы жизни души. Казалось бы, простые истины, но как трудно постичь их неверующим. Тамара Александровна, можно сказать, жизнь положила на проповедь веры в науке.

Корр.: Но ведь бездуховный психолог, врач – просто профессионально несостоятельны, даже опасны.

Отец Валерий: Это так, но, к сожалению, в этой среде преобладает пока так называемое апостасийное сознание, отход от Бога. Как, впрочем, и в обществе в целом. Все это было предсказано, и нет других способов спасения, кроме молитвы и деятельной любви. Что и отличало нашу Тамару Александровну. Она делала все возможное, чтобы люди, с которыми она профессионально соприкасалась, стали на путь спасения. И благодаря ее трудам эта ветвь российской психологии, надеемся, будет крепнуть и развиваться. А значит, можно будет помочь многим людям. Ведь если в Церкви происходит душевное врачевание, то также происходит и исцеление телесное. Сказано: «По вере вашей будет вам». Чем глубже вера, тем больше вероятность исцеления. Мы вновь говорим об очевидном, и трудно поверить, что еще недавно эту истину приходилось утверждать с риском для профессиональной деятельности ученого. Слава Богу, что это время миновало и Тамара Александровна Флоренская немало тому способствовала.

Корр.: Вся жизнь ее была нелегким и неутомимым деланием на этой ниве. Но большое мужество и смирение потребовалось Тамаре Александровне и в последние дни ее земной жизни. Ведь она ясно понимала все последствия болезни.

Отец Валерий: Меня больше всего всегда удивляло сочетание в Тамаре Александровне ученого, очень требовательного к себе, и человека необыкновенно чистой души. Исповедуя ее, я поражался, как смиренно она ко всему относилась. Своеобразным ее духовным завещанием нам всем было «Побольше милосердия!» Это в ней и присутствовало всегда – желание помочь всеми своими силами и знаниями. Я знаю, что очень много людей получили от нее помощь не только как от специалиста-психолога, но, главным образом, огромный духовный заряд. Тамара Александровна кротко и с достоинством переносила все страдания, связанные с болезнью. Тут не знания спасают, а вера. Мы ее любим, знаем, что сейчас она в селениях праведных и что она молится за всех нас. Светлая ей память!
 
Текст составлен на основе интервью, данного корреспонденту газеты «Радонеж» А. Арендаренко.
 
 
Книги: 

 

Статьи: 
 
< Пред.   След. >