Психолог в Москве Елена Громова. Семейный психолог-консультант нашего форума





Яндекс.Метрика
Главная
Версия для печати

 

Научно-религиозный семинар "Православие и психология" Свято-Данилова монастыря

При Московском Свято-Даниловом монастыре организован постоянно действующий научно-религиозный семинар "Православие и психология".

Основная цель семинара - объединить усилия ученых, священнослужителей и православно-ориентированных психологов для уяснения предмета и начал христианской психологии путем регулярного обсуждения двух основных проблем:


1) Христианская психология в терминах современной науки
2) Классическая психология с точки зрения Православия

Вначале предполагается провести два обзорных базовых курса по этим проблемам, еженедельно чередуя. После чего начнутся регулярные семинарские занятия с участием приглашенных докладчиков и, если необходимо, их оппонентов.

Предполагается издание трудов семинара, а также широкое использование новых информационных технологий и Интернета для сбора и распространения материалов семинара.

Руководитель семинара: игумен Феофан (Крюков), кандидат физико-математических наук, насельник Свято-Данилова монастыря

Справки по телефону 955-67-40, добавочный 1092

Адрес:

г.Москва, Свято-Данилов монастырь

Здание Воскресной школы при Свято-Даниловом монастыре

Даниловский вал, 13

kryukov(собачка)msdm.ru

ПОЧЕМУ СЕМИНАР НАУЧНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ 

Настойчивые попытки уяснения предмета христианской психологии, восходящего к познанию духа, в том числе христианской психологии, исходят из ее близости к этике, гуманитарной психологии, религиозной философии. Однако святитель Феофан Затворник, великий светоч Православия и учитель благочестия, более столетия тому назад построил основы христианской психологии не на гуманитарных началах и даже не на философско-богословских началах, а на началах опытной науки, причем науки нового, высшего типа, "науки из наук". Так, все основные телесные, душевные и духовные состояния поясняются им с помощью глубоких и разнообразных естественнонаучных аналогий (см. на сайте раздел "Поучения святителя Феофана Затворника). А общее естественное устройство природы человеческой и ее преобразование под действием греха и благодати он считал имеющим высшее практическое значение: "Уж как же иначе человеку и жить, как не так, как он устроен" ("Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться". Спб. 1991. c. 15).


Наш семинар придает первостепенное значение естественнонаучному подходу, не исключая, впрочем, и православно-метафизический подход. Строгий учет материальной телесности, а не только душевной гумани-тарности вытекает из православного учения о единстве души и тела как в этой жизни, так и в будущей.


Современная психология, как отечественная, так и зарубежная, хотя и исключила душу из своего рассмотрения, не удовлетворяет многим критериям научности; и это не столько потому, что в ней по необходи-мости велика роль субъективного опыта, сколько по причине ее под-спудной языческой религиозности. Этим широко пользуются различного рода целители, экстрасенсы и колдуны, называя себя, зачастую, психо-логами и психотерапевтами и "обрабатывая", по данным Госдумы на 1999 г., до 50 млн. человек ежемесячно. Затруднить, если не закрыть, это зло-употребление психологией можно, на наш взгляд, возвращением души в психологию, а не отстаиванием "психики", как самостоятельного предмета психологии.


Вернуть душу в психологию мы считаем возможным только на пути воцерковления отечественной психологии в лице ее ведущих специ-алистов. Одних теоретических подходов, построений, и даже выпуска в 1995 г. вузовского учебника по христианской психологии совершенно недостаточно в силу особых закономерностей душевно-духовной жизни человека.

 

ЦЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ СЕМИНАРА

 

В Москве с 31 января по 3 февраля 2001 года в гуманитарном корпусе МГУ им. М.В. Ломоносова проходила Ежегодная Богословская конфе-ренция Свято-Тихоновского Богословского института. В рамках этой конференции работала секция "Христианская антропология и современная психология". Религиозное и научное направления в психологии встре-тились, чтобы обсудить область совместной деятельности и ответить на вопросы о душе и психике, грехе и нравственности, молитве и психоте-рапии. Необходимость подобного диалога с целью формирования новой психологии давно осознается обеими сторонами. Более подробно основные результаты работы секции опубликованы в отдельной статье ("Вопросы психологии", 2001, № 2, с. 147-150), в которой, в частности, отмечается следующее.
"В результате обмена информацией было сформулировано общее мнение выступающих о том, что основанием для создания такой психологии должна стать не столько классическая академическая наука, сколько христианская антропология, требующая самого серьезного освоения про-фессиональными психологами… Было высказано предложение реинтер-претировать, переосмыслить классические учения психологии, ... которые внесли свою неоспоримую лепту в "нарастающее безумие современной цивилизации".

 

ПРОГРАММА ОБЗОРНОГО КУРСА
Христианская психология в терминах современной науки

 

1. Введение. Фундамент курса - христианская психология свт.Феофана Затворника и принцип доминанты академика А.А. Ухтомского.
2. Общая схема и стратегия борьбы со страстями человеческими.
3. Основные страсти. Советы свт. Феофана Затворника по их иско-ренению.
4. О молитве Иисусовой. О психологии непрестанной молитвы.
5. Естественно-научные аналогии молитвенного состояния в трудах cвт. Феофана Затворника и А.А. Ухтомского.
6. Модель внимания, основанная на принципе доминанты.
7. Модельная интерпретация эмоций и субъективного опыта.
8. Математическая модель молитвы и медитации.
9. Модель личности по свт. Феофану Затворнику и А.А. Ухтомскому.
10. Типология духовной практики современного человека.
11. Обзор современных научных подходов к проблеме сознания в свете Православия
12. Православие и наука о гипнозе и так называемых высших состояниях сознания.

Курс прочтет игумен Феофан (Крюков).

 
< Пред.   След. >