Яндекс.Метрика
Главная arrow Библиотека arrow Киржанова Л.В. "Формирование психологической зависимости личности средствами СМИ...".
Версия для печати

Формирование психологической зависимости личности средствами СМИ в условиях социально-экономического кризиса

Киржанова Лариса Васильевна 

 

Кризис современного общества коснулся разных сфер общественной жизни. Экономическое сознание россиян в период рыночных отношений формировалось под влиянием западных установок, в большей мере разрушающего характера, что привело к обезличиванию традиционных ценностей отечественной культуры.


Процесс формирования психологической зависимости личности во многом обусловлен рядом обстоятельств социального и наследственного характера. Социализация личности происходит под влиянием информации в обществе. Поток поступающей информации в семью носит разноплановый характер. Это способствует формированию семейных традиций, системы отношений. Порог контроля и критики, того что будут смотреть по телевидению, и в какие компьютерные игры будут играть дети, определяют родители. Чем человек себя окружает, тем он и становится. Угроза распада теплых и дружеских отношений появляется от присутствия "посредника", который насаждает свой образ жизни, иногда становясь "хозяином дома". Избавиться от такого посредника можно, но если произойдет должная замена. Привнесенную праздность в семью важно заменить трудом, послушанием, которому порою сложно научить, предъявляя требования, а легче показать примером послушания жены мужу. Новые положительные впечатления появятся от общения в диалоге, который способствует формированию духовного мировоззрения, религиозной автономности, дарит человеку свободу решения. Дороги плоды воспитания, когда ребенок, находясь в ситуации, побуждающей к соблазну, отказывается принять его, противостоит сформировавшемуся ложному общественному мнению. Но чаще бывает наоборот, нарушение уровня единства между "должным" и "желаемым" приводит к невозможности действовать по нравственным принципам в безнравственной обстановке. Тогда внутренние убеждения субъекта, личностная целостность начинают терять стабильность, образуя гетерономность.

 

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ЛИЧНОСТЬ


ГЕТЕРОНОМНОСТЬ - внешнее влияние управляет поведением в большей степени, чем опыт, разум, воля; в критической ситуации не сохраняется жизненная стратегия, приверженность к устойчивым ценностным ориентирам.


АВТОНОМНОСТЬ - обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности, псевдосоциальной активности; проявляется в самостоятельной позиции, в покаянии, в созерцании, в исповедании и в делах жизнедеятельности.


Актуализация гетерономности личности в социальной среде происходит не случайно. Человек ведомый, управляемый средствами СМИ превращается в ненасытного потребителя. Вещизм, карьеризм, тщеславие становятся партнерами по жизни. Огромное количество иллюзорных образов поставляет Америка в мультфильмах, играх, фильмах, которые внедряются для подражания. Человеку кажется, что он свободен в выборе, но, как правило, этот выбор без выбора. Четкие модели поведения, демонстрируемые СМИ, определяют, что нужно есть, с кем спать, где отдыхать, как одеваться, что говорить. Ценностно-смысловые категории сползают на примитивные побуждения, ведущие к наслаждению. Постоянное влияние деструктивной информации на сознание личности передаваемой средствами СМИ приводит к нарушению целостности личности, к дисгармонии на духовном, душевном, телесном уровне. Со временем духовность, напитанная вековыми традициями народа, заменяется суррогатным содержимым демонического характера, ведущая к "оккультному поражению" личности. На душевном уровне открывается простор для развития желаний, фантазий, иллюзорных образов, которые возникают от ярких впечатлений, получаемых в рекламе, кинематографе. Личность перестает критически оценивать поступающую информацию, что приводит к разбалансировке в когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфере. Внешнее влияние деструктивных установок транслируемых СМИ способствует нарушению телесной природы человека, что создает предпосылки возникновения болезней, истощению нервной системы.

 

НАРУШЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЛИЧНОСТИ


ДУХОВНЫЙ - "оккультное поражение", псевдодуховность.


ДУШЕВНЫЙ - насаждение фантазий, иллюзорных образов, снижение порога критики.


ТЕЛЕСНЫЙ - истощение нервной системы, возникновение болезней.


В психологии и медицине психологическая зависимость личности изучается как болезнь, заболевание, которое нужно лечить. В христианском учении психологическая зависимость рассматривается как возникновение страсти, порождение греха. Самому человеку справиться с психологической зависимостью не всегда бывает под силу. Проявление ее в одной сфере часто является причиной зависимости в другой или в нескольких сферах.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ от суррогатных средств, характеризуется устойчивым психофизическим и духовным состоянием, утратой свободы воли, где существенно меняется мироощущение, функционирование и восприятие реальности.


Чтобы понять природу происхождения психологической зависимости, необходимо определить какие страсти проявляются в теле, душе, духе. Обратимся к учению епископа Феофана Затворника (7, С. 269-271).


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ В СТРАСТЯХ


В теле: источное их начало - плотоугодие, от него есть похоть блудная, чревоугодие, сластолюбие, леность, изнеженность, блуждание чувств, говорливость, рассеянность, непоседность, вольность во всем, смехотворство, празднословие, сонливость, жажда приятного.


В душе: - в умственной части - своеумие, вера в свой только ум, прекословие, восстание на ум Божий, сомнение, дмение и кичение, пытливость, расхищение ума, блуждание помыслов. - в части желательной - своеволие, непокоривость, властолюбие, жестокость, предприимчивость, самонадеянность, себеприсвоение, неблагодарность, любообладание, лихоимание. - в части чувствующей - потрясающие покой и мир сердца страсти, или разного рода приятности и неприятности: гнев, зависть, ненависть, злоба, месть, осуждение, презорство, славолюбие, тщеславие, гордость, тоска, печаль, скорби, уныние, радости, веселости, страхи, надежды, ожидания...


В духе - сознание, зиждемое внутрь - пребыванием, то, когда оно падает, падает и жизнедеятельность. От этого восстает вместо страха Божия - бесстрашие; избрания духовного - равнодушие к нему; покаянных чувств - нечувствие; веры в Господа - самооправдание; вместо ревности - охлаждение, вместо преданности Богу - самоделание.


Изменение духовного состояния психологически зависимой личности обусловлено отступлением от веры, душевного - самооправданием, жестокостью сердца, телесного - угождением плоти, похотям. Нарушение целостности психологически зависимой личности вызвано изменениями, которые происходят в когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфере.


Определим личностные характеристиками психологической зависимости в когнитивной сфере: увеличение противоречий в разных плоскостях культурных норм, деформирование системы ценностей, слабое развитие самоконтроля, проявление гетерономности, не умение брать ответственность, найти выход из психотравмирующей ситуации.


Длительное взаимодействие с СМИ подвергает опасности мировоззрение личности. Она получает ложную информацию об "устройстве мира" как правило, однотипного формата.


С помощью манипуляции сознания происходит подмена "положительных" героев на "отрицательных", культивируются ценности победителя с помощью хитрости, безжалостности, властолюбия. Тем самым размываются границы категорий добра и зла, происходит программирование определенных деструктивных навыков и стереотипов, что формирует людей с низким уровнем нравственности. Поступающая информация оценивается не критически, усваивается механической памятью. Сознание, перегруженное готовыми решениями, становится не способным к самостоятельному мышлению, руководить волею, сдерживать влечения. От частой смены впечатлений, развитых фантазий теряется контроль над сенсорной деятельностью, ощущением реальности, тем самым личность погружается в "лунатическое" состояние.


Святые отцы говорят о том, что существуют три вида деятельности ума: это созерцание, рождающееся в безмолвии молитвы, рассуждение и воображение, при этом воображение - самый низший вид мышления, соединенный с чувственными страстями и фантазией. Святые отцы заповедовали пребывать в молитве, давать, когда это нужно в практической жизни, место рассудочному размышлению, бороться с воображением как со своим противником (1).


Формирование психологической зависимости в эмоциональной сфере приводит к потере контроля над чувствами, появлению болезненной впечатлительности, обидчивости, склонности неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства. Развивается астенический компонент тревожности, появляются фобии, бесполезные страхи, нарушаются взаимоотношения открытого выражения чувств, обсуждения личностных проблем, что характеризуется эмоциональной незрелостью. Интенсивные эмоции, проживание чужих жизней, эмоционально опустошают человека, приводят к разбалансировке психики. Возвращаясь из иллюзорного мира, он находит свое существование серым, теряет интерес к повседневной жизни. Следствием этого может быть суицид, потеря способности сопереживать чужим страданиям, реагировать на страх.


Сформированная психологическая зависимость в когнитивной и эмоциональной сфере отражается в деятельности личности, включая поведенческую сферу. Отношения с окружающим миром приобретают манипулятивный характер: люди рассматриваются как инструмент для удовлетворения желаний, в общении испытывается потребность в одобрении окружающих, в семье поддерживаются унижающие достоинство отношения. Жестокость в СМИ провоцирует жестокость в жизни, совершаемые действия образуют реактивный процесс, цели которого в дальнейшем заключаются в снятии внутриличностного конфликта способом саморазрушающего поведения. Истощенная нервная система средствами СМИ "защищается" уходом в болезнь (информационные неврозы, шизоидная интоксикация, астено-невротические нарушения, психосоматические заболевания).


ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЛИЧНОСТИ


Когнитивная сфера:

  • деформирование системы ценностей, проявление гетерономности,
  • размываются границы категорий "добра и зла",
  • программируются деструктивные навыки, стереотипы,
  • теряется контроль над ощущением реальности, уход в фантазии,
  • сознание перегружено иллюзорными образами, готовыми решениями.

Эмоциональная сфера:

  • теряется контроля над чувствами, способность сопереживать чужим страданиям,
  • появляются бесполезные страхи, обидчивость,
  • нарушаются взаимоотношения открытого выражения чувств,
  • интоксикация от интенсивных эмоций, проживания чужих жизней,
  • пропадает интерес к повседневной жизни.

Поведенческая сфера:

  • отношения приобретают манипулятивный характер,
  • испытывается потребность в одобрении окружающих,
  • в семье поддерживаются унижающие достоинство отношения,
  • саморазрушающее поведение, провоцируется жестокость, агрессивность,
  • уход в болезнь: информационные неврозы, шизоидная интоксикация, астено-невротические нарушения, психосоматические заболевания.

 

Психологическая зависимость может быть локализована, если задействовать духовный уровень, посредством осознания природы происхождения страсти, греха; душевный уровень в создании доминант положительного отношения к Богу, к людям, к себе, в замене ложных стереотипов мышления, что приведет на телесном уровне к присвоению духовных ценностно-смысловых ориентиров в деятельности личности.


С помощью СМИ человек может испытать любые переживания. Проникновение насыщенных ярких образов, обольстительных картин недоступных в реальной жизни питают страсти. Все отрицательное, что скрыто в душе человека, сдерживаемые влечения получают пищу и простор в фантазиях, в формах чувственности. Помыслы овладевают воображением, это расслабляет интеллектуальные силы человека, ум прекращает искать, преодолевать препятствия. Страсть - есть постоянное желание грешить известным образом. Как возникает страсть? Ни один человек не рождается со страстью. Каждый из нас приходит в мир только с семенем всех страстей - самолюбием, от которого происходят гордость, лихоимание, сластолюбие. От них рождаются другие страсти. Причиной того, что мы не замечаем грех, является рассеянность и многозаботливость. Вскрыть грех в глубине души мешают неведение, нечувствие, беспечность (7, С. 167). Страсть рождается через помысел. Продолжительные помыслы являются искушающими. "Весь ход дела изображается так (Филофей Синайский): сначала бывает прилог, далее внимание, потом услаждение, за ним желание, из него решимость, и наконец дело" (3, С. 417).


Грeх всегда есть самовольное уклонение от Бога и святого Его закона в угодность себе (7, С. 150). Дух, отделившись от Бога, теряет свою силу, подчиняется душе, не возвышаемая духом душа подчиняется телу.

 
ПРИРОДА ПРОИСХОЖДЕНИЯ СТРАСТИ, ГРЕХА


- страсть рождается через помысел. Семя страстей - самолюбие, от которого происходят другие страсти,


- грех возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции, воображение.


Аскетическая борьба со страстью - это очищение души от фантазий и представлений. Борьба с грехом начинается с того, чтоб его увидеть, потом направить волю для прекращения грешить, далее проявить внимание к мыслям и чувствам. В обращении к молитве необходимо наблюдать за собой, изучить, что происходит во внутреннем мире, чтоб отделить себя от греха. Затем перейти к контролю чувств, опираясь на сформировавшиеся убеждения борьбы с грехом в поступках. По немощи своей необходимо обратиться за помощью в молитвах к Богу, на исповеди к священнику. В молитве из ума, мысленно обращаться в сердце. Как только появится побуждение к страсти, убрать сочувствие, резко, сознательно обрывать в мыслях. Важно распознать главную страсть, которая осознается при покаянии. Затем применить борьбу в мыслях, в действии. Дав обет не грешить, удерживать во внимании эту страсть, тогда другие не будут проявляться. Когда страсть отступит, появится внутренняя тишина. В последующем желательно удерживать себя от разговоров о преодолении страсти, быть внимательным к себе, чтоб не появилось тщеславие. Какие есть предосторожности: 1) никогда не думать, что уже преуспели в чем-либо; 2) ни под каким видом не позволять себе льгот (описание по трудам епископа Феофана Затворника).


Деятельность человека во многом определяется доминантой - устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и подкорке головного мозга. Доминанта - объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения, тем не менее, человек способен осознавать, корректировать прежние и создавать новые доминанты.


Как можно овладеть доминантой (установкой)? В своих представлениях человеку кажется, что не сложно перестроить свое поведение, изменить опыт. Но когда дело идет об ограничениях эгоистических действий, изувеченных потребностей, он наталкивается на внутреннее сопротивление. Чтоб предрешить поведение и опыт необходимо "насторожить доминанту в определенную сторону", двигаться навстречу сопротивлению, начав преодолевать себя. "Кто что любит, тем и связан". По мнению А.А. Ухтомского, одним из условий формирования определенного поведения является устройство быта, пересмотр тех вещей, обстановки в которой живешь. Доминанту сложно преодолеть словами, убеждениями, т.к. логика и самооправдание подкрепляют ее (6).


Психофизиологическими способами коррекции нежелательных доминант являются: ослабление ее рационально сублимированной деятельностью, отражающей сущность очага возбуждения; запрет выраженный самоприказом; переведение необходимых действий в автоматический режим; торможение прежней доминанты новой.


В процессе взаимодействия с миром личность переживает ряд ситуаций, где происходит несоответствие внутренних отношений и внешних событий. Позитивное отношение к Богу, к людям, к себе выступает как результат конгруэнтности в поведении личности, где внутренние установки соответствуют социальному проявлению в обществе. Доминанта любви к Богу формирует служение Богу, способствует познанию своей страстной и духовной природы, организует деятельность. "Человек созрел тогда, когда он выработал в себе систему необходимых актов: совести, миросозерцания, волевого самоуправления, правосознания, дисциплины, автономии" (4, С. 95-105). Господь заповедал нам заповеди любви, исполняя их, мы встречаемся друг с другом в Боге. Совместная деятельность приобретает значение - служение людям; встреча на территории любви к человеку направляет общий вектор развития, приводит к соборности; "вчувствование в другого" помогает избежать проекций на людей своих недостатков. С помощью диалогического общения личность может открыть свое духовное "Я". По мнению А.А. Ухтомского, "только освобождаясь от эгоцентрической доминанты, воспитывая в себе доминанту на собеседника, человек начинает видеть лицо другого, в этом случае обретет свое лицо, т.е. становится личностью" (6). Любовь к себе обретает новый смысл, осознаются эго-влечения, эгоцентризм, происходит отвержение своей самости, личность вырастает во внутреннем диалоге от наличного "Я" к духовному "Я", к диалогу с совестью.


По истечении некоторого времени доминанта убывает, оставляя после себя стереотипы мышления. Социальный стереотип - это составная часть установки, обычно эмоционально окрашенная, обладающая устойчивостью. Это упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта, которое очень сильно влияет на восприятие и понимание явлений окружающей действительности, выполняет функцию "экономии мышления", содействует "сокращению" процесса познания происходящего в мире, а также принятию необходимых решений. Манипулятивные стереотипы используемые средствами СМИ служат источником психической напряженности, т.к. нарушают порог допустимой психологической безопасности. С помощью стереотипов можно управлять процессом формирования имиджа (образа, репутации, фирменного стиля).


Стереотип может быть обнаружен и использован как орудие автоматического влияния. Мозг человека устроен так, что отрицательный стереотип почти всегда преобладает над положительным. Для создания социальных стереотипов используются предрассудки, предубеждения, страхи, предпочтения. Синонимом стереотипа считаются предвзятые представления и ложные образы. Особенность стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать. С помощью манипуляции в рекламе можно внести практически незаметные изменения в устойчивые стереотипы русской культуры и обратить их вплоть до абсолютного противоположных. Примером может служить реклама пива, где используются русские сказки.


Подача в рекламе одобрения к спиртным напиткам в повседневной жизни приводит к необратимым процессам. Употребление пива снижает порог критики, приводит к неадекватной оценке окружающей действительности. Этим сдерживается механизм деторождения (оказывает влияние на гормональном уровне), массовых настроений; деятельность мужчин в обществе фрустрируется, а женщин, за счет мускулинности, активизируется.


Для преодоления ложных стереотипов мышления необходимо ориентироваться на нравственные устойчивые традиционные стереотипы. Замена ложных стереотипов личности может произойти с помощью конструктивной критики, качественно-количественной обработки информации, осознания психотехнических приемов манипуляции (форс-мажорная презентация; эмоциональное давление; перегрузка информацией; искаженная логика доказательств; "снятие запретов"; актуализация страха смерти). В рекламном тексте необходимо замечать средства воздействия (стиль подачи информации, глубинная семантика образов).


В условиях кризиса под влиянием СМИ формируется упрощенная система ценностей потребительского отношения к жизни. Приобретенная система ценностей личности базируется на потребностях, которые имеют социальное и наследственное происхождение. Рассмотрим, каким изменениям подвергаются фундаментальные ценности личности (обратимся к иерархии потребностей А. Маслоу), посредством сформировавшегося социального одобрения. Физиологические потребности: замена ценности деторождения на беспорядочные внебрачные отношения; массируется культ красоты тела; ценность приобретения товара определяется покупкой в супермаркетах (манипуляция массовым сознанием потребителя через сенсорные каналы восприятия), престиж выпивки алкогольных напитков (энергетики, пиво, водка); потребность в безопасности: жизнедеятельность блокируется установлением жестких социальных границ ("большая" машина, сигнализация, огромные ограждения у домов); потребность в признании: общение подменяется подражанием, того что культивирует СМИ (принадлежность к определенной группировке в стиле одежды, в сленге, образе жизни, форма общения с "матами", подражание - татуировки, пирсинг); потребность в социальной реализации: работа превращается в гонку за деньгами, человек привыкает "жить в долг" по кредитной системе (формируется зависимость "кредитомания"), появляется престиж быть эгоистом (магазины "Эгоист", "Онегин"), властолюбивым (культ насилия, победителя в игровой, видео продукции); потребность в самоактуализации: личностное развитие становится рингом для обучения манипулятивным технологиям управления людьми (НЛП, гипноз, буддизм, оккультизм); потребность в духовности: традиционные ценности отечественной культуры подменяются оккультными, сектантскими учениями, в кинематографе, в играх навязываются образы разрушающего характера.


Страх перед затянувшимся кризисом может привести к унынию, безысходности. На фоне этого стали учащаться случаи суицидов. Этому предшествовало сформировавшееся ложное отношение к богатству, к "культу денег", нарушенная иерархия материальных, духовных ценностей. Чтоб произошло переосмысление в сознании людей, необходимо создать новые приоритеты в совершаемых выборах, привнести духовное, смысловое содержание в СМИ. Но, к сожалению, телевиденье предлагает передачи праздного характера, удовлетворяющих потребности телесного уровня, насаждает агрессивные, иллюзорные образы, что на короткий промежуток времени приводит к разрядке "низменных" влечений мазохистского, садистского характера. Человек приучается проживать чужую жизнь, удовлетворяя свои влечения.


На пути к истинным ценностям традиционной культуры молодое поколение россиян может встретить множество препятствий и соблазнов. Для "душевно здорового" человека все, что отрицает жизнь, навязанное средствами СМИ является неценным, внушающим страх. "Да жизни" укрепляет внутреннюю соотнесенность человека с собственным бытием.


Православные ценности, будучи общечеловеческими, могут пробудиться, актуализироваться в значимой для человека ситуации. Они обретаются личностью посредством "прикосновения к бытию", которые вызывают эмоции и воздействуют через внутренний мир, находя в нем соответствие. Осознанный выбор православных ценностей способствует развитию зрелой личности.


По мнению Б.В. Ничипорова, стержень духовного роста (ступени, этапы) состоит из множества точек конвергенции (сворачивания) всех предшествующих морально-нравственных представлений личности в "узелки жизненного опыта", складывающихся под влиянием жизненных ориентаций, его морального опыта (5).


Система ценностей православного человека выверена в определенной духовной иерархии. Изменение приоритетов в жизни происходит с помощью самоанализа, наблюдения, тем самым приобретаются новые ценности, происходит оценка ценностей культивируемых в современном обществе.


ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРИСВОЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВОСЛАВНОГО ЧЕЛОВЕКА


- ориентировочная функция - освоение норм отношения к себе и другим, прав и обязанностей человека в мире, формирование позитивного отношения к Богу, к людям, к себе, создание системы ориентиров в мире, построение временных ориентиров (М.М. Бахтин, Б.С. Братусь, А. Берестов, И.А. Ильин, С.Ф. Франк);


- направляющая и побуждающая функция - принятие себя, принятие обязанностей, ответственность за совершаемые выборы (В.П. Зинченко, В.С. Соловьев, Н.О. Лосский, П.А. Сорокин, Т.А. Флоренская);


- смыслообразующая функция - преодоление, обретение смысла, решение жизненных трудностей, вопросов о смысле жизни, поиск собственного развития, формирование отношения к смерти; построение, осуществление личного духовного пути, душевное определение, способность перехода смысла в переживание, полноценно воспринимать прошлое, настоящее и будущее и их значение в жизненном пути, единство в соборности (В.Ф. Войно-Ясенецкий, Ф.М. Достоевский, С.Л. Леонтьев Б.В. Ничипоров, П. Флоренский).


Формирование стержня личности, устойчивых ценностно-смысловых категорий ведущих к спасению человека сможет произойти в сопоставлении с заповедями Божьими, с познанием православной веры.


В сложившихся кризисных условиях необходимо сконцентрировать усилия людей на определении ценностных приоритетов общества, обратиться к многовековым традициям православия, российской культуры и почерпнуть тот позитивный опыт, который приводил к трепетному уважению в семье, к образованию добрых семейных отношений способствующих преодолению психологической зависимости личности.


Литература

  1. Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса, М., 1999 г.
  2. Братусь Б.С. Анатомия личности, М., 1988.
  3. Добротолюбие. Филофей Синайский. М., Т. 3., Гл. 34.
  4. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта, М.,1993.
  5. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию, М.,1994.
  6. Ухтомский А.А. Доминанта, М., 2002.
  7. Феофан Затворник (Вышенский). Начертание христианского нравоучения. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики, М., 1994, Т. 1, 2. 
 
< Пред.   След. >