Психолог в Москве Елена Громова. Семейный психолог-консультант нашего форума





Яндекс.Метрика
Главная arrow Библиотека arrow Ермакова Л.Ф. "Откуда у нас депрессия?".
Версия для печати

Откуда у нас депрессия?

Людмила Федоровна Ермакова

Часть первая 

 

В течение нескольких лет я в качестве психолога принимаю участие в работе комиссий по опеке и по делам несовершеннолетних и хочу сказать, что ситуация с неблагополучием наших детей уже не год от года, а с каждым месяцем становится все тяжелее. Так, на последнем заседании нашей комиссии по делам несовершеннолетних оказались трое детей в возрасте от 9 до 11 лет, у которых матери покончили жизнь самоубийством. У остальных не лучше: внезапно и нелепо погибшие родители, пьющие матери, их квартиры стали притонами; и то, что ежедневно видят там дети, не выдержит и взрослый человек со здоровой психикой.

Безусловно, эта тенденция отслеживается и в армии, куда приходят наши дети. Мы все до сих пор переживаем челябинскую трагедию. Министр обороны Сергей Иванов назвал в качестве основной причины происходящего в армии «моральную патологию общества, которая выражается в кризисе целевых нравственных установок значительной части населения, в том числе и военнослужащих, а также в девальвации традиционных ценностей и идеалов национальной культуры в массовом общественном сознании. В доказательство последнего тезиса достаточно просто взглянуть на программы передач, транслируемые многими телевизионными каналами.

Чтобы понять, насколько серьезен эффект скрытого воздействия давайте заглянем, теперь уже в историю некоторых психологических экспериментов.

В конце 19 века в Париже в клиниках Ж.Шарко и П.Жане изучалась проблема неврозов, прежде всего истерии с применением методики гипноза. Наблюдаемое в экспериментах постгипнотическое выполнение приказов, полученных в состоянии гипноза, привело в дальнейшем к целой серии исследований бессознательных психических процессов, которые человеком не осознаются, но оказывают решающее влияние на его поведение.

Вот схема эксперимента. Больного вводят в состояние гипноза и приказывают ему выполнить какие-то парадоксальные, с точки зрения здравого смысла, действия. Например, ему говорят, чтобы он после выхода из гипнотического транса одел галоши, взял зонт, вышел в соседнюю комнату, раскрыл зонт и т.д., но сам приказ он должен забыть. Больной все это точно выполняет, но почему он это сделал, он не помнит. И тут начинается самая важная часть эксперимента. Больному задают вопросы: зачем он, интеллигентный человек одел чужие галоши, взял с вешалки чужой зонт, ушел в другую комнату и стал его раскрывать? Уличенный в неадекватных действиях, человек начинает, оправдываясь, говорить, что взятые им зонт и галоши очень похожи на его собственные, что, хотя на улице стоит ясная погода, он чувствует, что скоро будет дождь и т.д.

Эти эксперименты показали, что поступки человека могут совершаться по неосознаваемым им причинам, часто не по своей воле. Однако, такой защитный механизм личности, как рационализация, всегда сумеет логично объяснить окружающим и себе правильность совершенный действий.

Напомню вам и другой эксперимент. В одном кинотеатре показывали фильм в двух вариантах. Одни зрители смотрели обычный фильм, другим показывали фильм с вмонтированным 25-кадром, где была реклама находящегося по соседству кафе. Разницу в посещении этого кафе сразу после просмотра зрителями обеих групп легко посчитали. Она оказалась настолько значимой, что эффект 25-го кадра начали широко использовать не только в рекламе. И на сегодняшний день во многих странах существует законодательный запрет на использование 25 кадра.

Естественно, в нашей стране такого запрета нет, и в периодической печати уже появлялись сведения об использовании у нас в 25 кадре пропаганды абортов, агрессии, в том числе и аутоагрессии ( т.е. убийства и самоубийства) и т.д.

С подобным скрытому 25 кадру феноменом мы с вами встречаемся каждый день. Много лет назад, когда я была еще студенткой, (а это был психологический факультет московского университета) преподаватели обратили наше внимание на следующий факт: во всех видах транспорта убрали надпись: «Выхода нет». Оказалось, что эта надпись играла роковую роль в принятии решения о самоубийстве отчаявшихся людей. Несостоявшиеся самоубийцы рассказывали врачам-психиатрам о том, что на фоне житейских неудач часто мелькавшая фраза: «Выхода нет!» становилась навязчивой идеей, больно била по нервам при каждой встрече с ней и часто становилась «последней каплей» для счетов с жизнью.

Обычно мы настолько привыкаем к этой надписи, что, как нам кажется, не замечаем ее, не обращаем на нее никакого внимания. А она незаметно для нашего сознания проскальзывает в наше подсознание и совершает там страшную разрушительную работу, реально убивающую нашу душу.

И министр обороны подтверждает, что «более 2% военнослужащих по призыву имеют высокий суицидальный риск и близких родственников, которые покушались на собственную жизнь».

Вот еще одна картинка из этой же серии. Молодой пародист, изображая известную актрису, что-то быстро и бессвязно говорит, затем пауза, внимательный взгляд и вкрадчивое: «Как страшно жить!». Затем следующий блок: бессвязная речь, провоцирующая расслабление слушателей, ослабление их психологической защиты; затем многозначительная пауза и внимательный взгляд как у змеи перед броском и тихо вползающее в самую душу: «Как страшно жить!».

Если внимательно посмотреть на любое выступление наших, так называемых, юмористов, если к каждой, так сказать, их шутке подойти с вопросом: «Зачем это сказано?», то увидим, что за видимым шутовством, как в нутре троянского коня, скрыто злое семя разрушения иерархии наших ценностей, уничтожения наших нравственных ориентиров. Насколько опасны для нас подобные скрытые воздействия? Ровно настолько, насколько мы легкомысленно позволяем себе не обращать на них внимание, насколько мы духовно расслаблены. Как только мы начинаем внимательно относиться ко всему, что происходит вокруг нас, мы научаемся видеть, как нами пытаются управлять и это трезвое видение ситуации и обеспечивает нам защиту. Срабатывает принцип: «Предупрежден, значит вооружен!».

Знание и трезвение обеспечивают нам защиту от проникновения поражающих факторов на нижние этажи нашей психики, где они затаятся до времени и сработают в самый неожиданный для нас момент. Кстати и гипнозу поддаются далеко не все. Тем, у кого имеется внутреннее сопротивление внушению – оно повредить не может.

На сайте Псково-Печерского монастыря опубликовано завещание старца Иоанна Крестьянкина, которое завершается словами: «… ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога!».

Мы должны быть такими же внимательными в жизни, как водитель на дороге. Именно высокий уровень внимания позволяет водителю видеть все дорожные знаки, предупреждающие об опасности и мгновенно реагировать на опасные ситуации. Большинство аварий связано именно с рассеиванием внимания. Так же и в нашей повседневной жизни.

Трудно это? Конечно, трудно. А кому сейчас легко? Вся страна только начинает понемногу собираться с силами, сосредотачиваться. Свидетельство этому: замечательные успехи наших спортсменов на последних Олимпийских играх вопреки всему: разрушенной системе подготовки наших спортсменов, скудном их обеспечении всем необходимым, откровенной нужде. Многие видели сюжет в «Новостях», когда показывали гараж, в котором наш олимпиец сам мастерил себе санки, на которых он и пришел к победе. Мы все видели, какой концентрацией физических и духовных сил давалась победа нашим чудо-богатырям (это суворовское определение относится и к нашим женщинам-спортсменкам) и видели, что многие из них молились, крестились перед выступлением.

Однажды мне довелось разговаривать с одним из победителей Олимпийских игр в Мехико. Он рассказывал, как их принимали после победного выступления в одной далекой стране в нашем посольстве. Тогда сотрудники нашего посольства сказали спортсменам: «Вы за несколько дней так сблизили наши страны, чего мы не могли добиться в течение уже многих лет кропотливейшей работы.»

Это в полной мере относится к каждому из нас. Так из исследований психологии детского развития известно, что развитие любой психической функции подтягивает на более высокий уровень все другие функции. И нам нельзя останавливаться в развитии: любое наше личное достижение, любая самая маленькая победа над собой приводит нас к таким изменениям в жизни, которые бывают радостны и неожиданны для нас самих.

Очень многое зависит от нашего понимания своего места в этой жизни. Мы не так автономны и самодостаточны в этой жизни, как нам кажется и поэтому любое личное поражение приводит к упадническим настроениям, а любая личная победа становится общей победой.

Время «разбрасывания камней» завершается. Начинается очень важное время сосредоточения воли, внимания, интеллекта, духовных и физических сил. И надо помнить, что наши остановки – не есть остановки, но на самом деле любая остановка в развитии – это всегда движение назад. Мы уже не можем себе этого позволить ни в личностном росте, ни в общественном развитии.

Психологи часто в своих выступлениях предлагают слушателям провести небольшой психологический эксперимент. Я не буду отступать от традиции.

В Евангелии от Луки (гл.17,1-3) читаем: «…невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят... Наблюдайте за собою».

В книге старца Паисия Святогорца «Духовная борьба», в третьей главе «О необходимости наблюдения за собой и познания себя» есть такие слова: «Исследование себя – это самое полезное из прочих исследований. Человек может читать много книг, однако, если он не следит за собой, все прочитанное не приносит ему никакой пользы. А вот если он за собой следит, то польза, которую он получает, велика, даже если он читает немного. В последнем случае поступки, поведение человека утончаются – что бы он ни делал. А иначе он совершает грубые ошибки и не понимает этого…. Если человек не будет исследовать происходящее… ,то ему ничто не принесет пользу.».

Итак, для тех, кто сочтет возможным для себя провести небольшой эксперимент, предлагаем следующие условия проведения этого эксперимента:
  1. Выключить телевизор и радиоприемник. Не смотреть и не слушать, так называемые «новости». Исключение только для радиостанции Радонеж.
  2. Отметить для себя все попытки найти лазейки для того, чтобы смягчить себе условия эксперимента, т.е. смотреть передачи выборочно, например, только новости или какую-то свою любимую передачу.
  3. Обратить внимание на то, какие эмоции при этом проявляются наиболее ярко, например, раздражение, злость, равнодушие, радость, уравновешенность и др.
  4. Отметить, на какой день Вы не выдержали и все-таки включили телевизор или приемник.
  5. С каким чувством Вы это сделали?
  6. Произошли ли какие-либо изменения в Вашем внутреннем мире за время эксперимента?

1 марта 2006г.

 

 

Часть вторая

Вопрос: Сейчас очень многие говорят о том вреде, который нам наносится через современные информационные каналы телевидения, радио, интернет и др. В чем Вы видите опасность этих средств связи для нашей психики?

Ответ: В предыдущей статье мы предложили провести небольшой эксперимент: выключить телевизор и радиоприемник и понаблюдать за собой, т.е. отследить свои эмоции, свое поведение.

Не будем сейчас анализировать содержание программ «новостей», и прочих теле- и радиопрограмм. Это вопрос отдельной статьи. А в данной статье попробуем разобраться в том, что остается незаметным для зрителя или слушателя информационного канала, но обладает огромной разрушительной силой для нашей незащищенной трезвением психики.

Я не просто так просила вас отрефлексировать, что с вами происходит при выключенных телевизоре и приемнике.

Думаю, что многие из вас испытывали чувство беспокойства, раздражения и даже гнева, когда очень хотелось нажать заветную кнопку, думаю, у многих имела место серьезная борьба с самим собой. Более внимательные отметили нарастание внутреннего напряжения в определенные часы, связанные с просмотром привычных передач.

А дело здесь в том, что телевизор и радио структурируют наше время. Мы всю свою жизнь начинаем подстраивать под начало и конец телепередач, мы живем в телевизоре, а не в реальной жизни, и поэтому у многих сейчас телевизоры в каждой комнате и на кухне и, передвигаясь по квартире, человек остается привязанным невидимой нитью к экрану.

В государстве и вокруг него нарастают разрушительные процессы, все стремится к хаосу, однако четкий график теленовостей и матрица развлекательных программ создают иллюзию единственно надежной системы в этом мире.

Такая виртуальная структурированность нашего времени делает нас несвободными. Мы уже не можем сами организовать наше реальное время, мы перестаем выстраивать дальние и ближние перспективы нашей жизни. В течение дня мы не разворачиваем свою программу действий, а просто отвечаем на те или иные воздействия среды, т.е. живем в неком поле и демонстрируем так называемое «полевое поведение», зависящее от интенсивности воздействия на нас элементов этого поля. Таким образом, мы становимся зависимыми и управляемыми кем-то другим. Заканчивается день - и вспомнить нечего: мы никак не продвинулись ни в интеллектуальном, ни в душевном, ни в духовном развитии.

Таким образом, мы становимся зависимыми от ритма жизни, навязанного нам телевизором.

Но телевизор управляет не только ритмами нашей жизни. Содержание нашего внутреннего мира испытывает мощнейшую интервенцию вихревых потоков чуждых нам мыслей, чувств, переживаний, которые мы не в состоянии остановить или перебить нашими собственными мыслями и переживаниями. Это некий фон, зашумляющий мелодию нашей собственной внутренней жизни.

Выключив телевизор, мы вдруг ощущаем, что наш внутренний мир подобен большой и очень неспокойной коммунальной квартире, где нет тишины, мира, уюта; где, навязанные нам сюжеты движутся по своим собственным траекториям; и где присутствует тревожное напряжение, провоцирующее наши спонтанные реакции. И поэтому нас нельзя задевать – мы нервные!

Вся внешняя деятельность, всякая активность приторможена, а у многих свернута и заменена многочасовым лежанием или сидением у телевизора в полнейшем расслаблении.

Выключили телевизор – и все рассыпалось: не знаем, за что браться, как выстроить день, неделю, месяц. Нападает такое уныние, против которого бессильны любые таблетки. А уныние – пожалуй, одно из самых тяжелых духовных состояний, поражающее, прежде всего, волю человека, а затем уже ум и чувства, когда человек связан по рукам и ногам. Наступает такой паралич всех сил души, когда человек не находит смысла ни в чем, не может включиться ни в какую деятельность – руки опускаются. Именно в этом состоянии становятся зависимыми от антидепрессантов, алкоголя, наркотиков.

Сейчас начинает расти очень тревожная тенденция. Раньше пациентами психиатрических клиник были в основном городские жители, но в последнее время в связи со свертыванием сельского хозяйствования и появлением у сельских жителей большого количества свободного времени резко возросло число пациентов психиатрических клиник, теперь уже из среды сельской молодежи.

Итак, целью нашего небольшого эксперимента было помочь вам осознать ваши отношения с имеющимся у вас временем, т.е. насколько активно и самостоятельно вы его структурируете и насколько бережно вы к нему относитесь.

И вторая цель – вспомнить о рефлексии – т.е. обратить внимание на свою собственную внутреннюю жизнь, начинать потихоньку работать над собой: осознавать свои мысли, действия, поступки и уметь их отделять от навязываемого нам извне.

Рефлексия – совершенно необходимый инструмент для нашего психического развития, для внутреннего духовного роста и, конечно, для покаяния.

И третье. Напомню вам о психофизическом единстве человека, обозначив его общеизвестным выражением: «В здоровом теле здоровый дух».

Человеческий организм так устроен, что ему необходимы физические нагрузки, особенно это ярко проявляется у мужчин. Исследования показали, что при хороших физических нагрузках у мужчин в организме вырабатываются особые вещества, улучшающие их настроение – эндоморфины. У женщин эта связь выражена в меньшей степени.

Но не только для улучшения настроения необходима физическая нагрузка.

Беседуя с ребятами подросткового возраста, выясняем с ними очень интересный вопрос: «На чем работает, например, машина?» Отвечают: «На бензине, на дизельном топливе». А что движет трамвай, метро? Отвечают: «Электричество». А на чем работает наш мозг? Как правило, при этом вопросе возникает замешательство. Подсказываю – есть такое вещество - гамма-аминомасляная кислота.

А откуда она берется? Оказывается, что она не поступает извне с продуктами питания, а вырабатывается самим организмом, при физической нагрузке до пота. И еще необходимо знать, что в душном помещении это вещество быстрее расходуется. Поэтому так важно чаще бывать на свежем воздухе и проветривать помещения, особенно при интенсивной интеллетуальной деятельности. Подрастающим мальчикам рекомендуется 2-3 раза в день делать по 20 отжимов от пола. Эти простые рекомендация помогают решить многие вопросы здоровья и поведения детей.

Эти данные я привела вам из сообщения Ю.Н Белихова.

Как тут не вспомнить библейское: «в поте лица твоего будешь есть хлеб…»(3,19).

А сейчас я хочу Вам привести отрывок из воспоминаний Ивана Пущина, лицейского друга Александра Пушкина:

«Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.

От 7 до 9 часов – класс.
В 9 – чай; прогулка до 10.
От 10 до 12 – класс.
От 12 до часу – прогулка.
В час – обед.
От 2 до 3 – или чистописание или рисование.
От 3 до 5 – класс.
В 5 часов – чай; до 6 – прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс.
По середам и субботам - танцеванье или фехтованье.
Каждую субботу баня.
В половине 9 часа – звонок к ужину.
После ужина до 10 часов – рекреация (отдых).
В 10 – вечерняя молитва, сон…»

На что я хотела бы здесь обратить ваше внимание. Во-первых, на четкую структурированность суточного и недельного времени лицеистов. Во-вторых, на правильно организованные ритмы. Начинался и заканчивался день молитвой. Каждые два часа учебного времени перемежались часовым перерывом с активными играми (т.е. физической нагрузкой) на свежем воздухе, и, естественно, питанием.

Мы можем только удивляться, насколько гармонично и правильно в начале 19-го века был выстроен образовательно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее. И результат впечатляет: выпускники этого лицея становились министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета, учеными, писателями.

Батюшка наш Серафим Саровский наставлял: «Благословляю им (Дивеевским сестрам) – как от сна встают – тут же за работу; читая про себя, хотя бы и на ходу мое правильце; если так сотворят – спасутся». И сам никогда не пребывал без дела, не допускал себя до праздности. Известно, что батюшка Серафим постоянно носил на спине котомку с камнями. Интересующимся, зачем он это делает, отвечал: «Томлю томящего мя».

Обратите внимание, батюшка уделял особое внимание внешней активности: «как от сна встают – тут же за работу» и далее то, что может нас смутить: «читая про себя, хотя бы и на ходу мое правильце». Известно также, что когда люди всякую деятельность оставляли и начинали только усердно заниматься молитвой, чаще всего по самочинию, то очень многие из них впадали в прелесть. Из литературы опять же известно, что исцелялись они от этого духовного недуга тем, что отправлялись на послушания, связанные с напряженным физическим трудом: в пекарню, на конюшню, на мельницу и др. Мы, современные люди, избалованные всеми удобствами комфортной жизни все более удаляемся от естественных видов труда и все более погружаемся в различные виды созерцательности, в том числе, связанные с разнообразными приборами – носителями информации – телевизором, компьютером, магнитофоном, плеером и прочими. Искажая внешнюю сторону нашей жизни, мы неизбежно деформируем всю структуру нашей личности, разрушаем присущее нашей природе психофизическое единство.

Итак, подытожим: чтобы мы были хорошо управляемыми, из нас формируют телевизионное стадо, которое кем-то пасется и прикармливается. По словам Тихона Задонского: «Человек ленив, а поэтому ему нужно поощрение». Таких поощрений идет достаточно много через телевизионный экран. Ценой этих поощрений является наша воля, т.е. бесценный дар - нашу свободную волю, мы беспечно теряем, отдавая все наше время, эмоционально включаясь в выстроенный кем-то телевизионно-событийный ряд.

Беспрестанно проживая чужие жизни, мы теряем смысл собственной жизни – отсюда убивающие нашу душу депрессии.

Чтобы вырваться из заколдованного круга, необходимо менять привычно-пассивный образ жизни. Располагаясь телом на диване или в кресле, душой мы пребываем в самых разных местах, в зависимости от просматриваемых сюжетов. Попробуем их воссоединить в общем для тела и души деле.

В медицинской литературе сейчас появилось много публикаций о пользе прогулок на свежем воздухе, о которых мы все уже давно не вспоминаем за неимением времени. Но все-таки давайте найдем это время и выйдем на свежий воздух. Минимальная прогулка – 30 минут лучше быстрым шагом. Но стремиться нужно к максимальному результату – это 5 км быстрым шагом каждый день. Я знаю людей, перенесших инфаркт и восстановившихся благодаря такой нагрузке.

Медики утверждают, что подобные активные прогулки являются самым лучшим лекарством от депрессии, не сопоставимым по эффективности с таблетками и прочими лечебными процедурами. Они установили, что у большинства из тех, кто активно гуляет на свежем воздухе, значительно улучшается физическое и эмоциональное состояние. Подобные улучшения связаны с тем, что прогулка, с одной стороны, является своего рода минимально полезной физической нагрузкой, а с другой – позитивной сменой обстановки в условиях рутинности нашей повседневной жизни. Причем эффект от прогулки проявляется почти сразу: некоторые начинают чувствовать себя лучше уже через пять минут.

Итак, сегодняшнюю нашу статью мы также закончим рекомендацией по проведению психологического эксперимента. Цель эксперимента – будем учиться структурировать свое время. Объектом экспериментального наблюдения опять будем мы сами.

  1. Возьмем ежедневник или блокнот и будем каждый вечер записывать все, что нам надо успеть сделать на следующий день, причем учитывать все, даже самые мелкие дела.
  2. Утром просмотрим, что у нас запланировано на день.
  3. В течение дня несколько раз заглянем в наши записанные планы для возможной их коррекции.
  4. В наше расписание дня обязательно должна быть включена прогулка с быстрой ходьбой. Минимум – 30 минут, но лучше как-то вычислить маршрут в 5 км и стараться со временем приближаться к этой отметке.
  5. Понаблюдаем за своим внутренним состоянием. Какие помыслы будут одолевать вас и заставлять все бросить и жить без всяких планов.
  6. Вечером соотнести то, что запланировано и то, что успели сделать и наметить план на следующий день.
  7. Постарайтесь понять, что внутри вас протестует против упорядочивания вашей жизни и почему это происходит.

Желаю вам успехов в развитии вашей рефлексии и проявления твердости характера по отношению к самому себе.

апрель 2006г.
 
 
< Пред.   След. >