Психолог в Москве Елена Громова. Семейный психолог-консультант нашего форума





Яндекс.Метрика
Главная arrow Библиотека arrow Бочаров А.С., Чернышев А.В. "Очерки современной церковной психологии".
Версия для печати

Бочаров А.С., Чернышев А.В. Очерки современной церковной психологии

 
Книга "Очерки современной церковной психологии".

 

Авторы: Бочаров А.С. , Чернышев А.В.

 

Издательство: "Свет Православия", 2003.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие

"Уходя - уходи"
Суть вопроса
Оккультисты в Православии
Суетно спасение человеческое (Пс. 59, 13)
Блаженны все боящиеся Господа (Пс. 127, 1)
Психология рабства

Психология и психопатология духовного руководства
Синдром Корейши, или Двадцать шесть московских дураков
Портрет истерической личности в интерьере приходской жизни
Мотив депрессии в полифонии духовной жизни
Вновь капуста вверх корнями?

Голос пессимиста
Ответ православного психолога, или Капуста вверх корнями
Вечный мотив, или Личности с навязчивостями
Единство храбрых

Некоторые аномалии личности с точки зрения православной психологии .
Я не виноват, или Пассивные личности
Застревающие личности
Рукотворная вечность, или Плюсы и минусы шизоидного стиля личности

"Уходя - уходи"... Пьянство и алкоголизм
Алкоголизм - страсть или болезнь?
Причины алкоголизма
Привыкание к алкоголю и механизмы его действия
Алкогольная деградация личности
Освобождение от зависимости

Психология болезни
Внутренняя картина болезни
Пассивное отношение к болезни
Особенности характера и отношение к болезни
На пороге смерти
Без права на ошибку

Музыка души и гармония небесных сфер

Ссылки и примечания

 

 

Предисловие.

Сказать, что мы живем в сложное время – значит не сказать ничего. Во-первых, потому, что это стало расхожей фразой. Во-вторых, потому, что, по слову блаж. Августина, мы и есть времена . Именно от нас зависит, каким будет наше время. Тем не менее, нельзя не заметить, что отношения Церкви с современным миром весьма непросты. Хотя в средствах массовой информации существует некая мода на то, чтобы ругать Православие, взоры наших соотечественников, пусть не всегда заметно для них самих, все же обращены именно к Православной Церкви. И пусть не всегда на высоте христиане, но “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13, 8), а Церковь была, есть и будет Столпом и Утверждением Истины (ср. 1 Тим. 3, 15).

Поводом для написания данной книги стало знакомство с одним замечательным человеком, который в начале своей церковной жизни прошел “школу” служения младостарцу .  Он поинтересовался, нельзя ли проанализировать отношение людей, приходящих в Церковь, ко многим встречающимся на их пути феноменам. В результате получилось небольшое психологическое исследование, отражающее “изломы души” некоторых современных прихожан православных храмов. Мы пытались донести мысль о том, что Церковь чиста и непорочна, и не стоит расценивать грехи и проблемы ее членов с неким “разрушением” Церкви. Поэтому не следует удивляться тому, что в данных очерках так много описаний отрицательных свойств людей,  приходящих  в  Церковь.  Это вовсе не является проблемой самого Православия.  Церковь - мать, врач, духовная твердыня,  к которой прибегают имеющие нужду в исцелении. Для людей  с существенными проблемами и аномалиями в душевной сфере только Православная Церковь может дать всё необходимое для духа,  несмотря на весьма многочисленные недуги ее членов.

Возможно, посторонний  взгляд встречает людей с различными отклонениями в православной среде гораздо чаще,  чем в других  христианских конфессиях.  Это  утверждение  верно  лишь отчасти.  Где еще встретишь столь много духовно здоровых людей? Где вы еще видели проявление действия подлинных благодатных даров? В то же время, хочется спросить: куда еще идти больному, как не во врачебницу? "Сейчас в жизни очень много душевнобольных людей. И, в особенности, их много в Церкви" - считает прот.  Владимир Воробьев .

Но можно взглянуть на это явление и по-другому.  Нам кажется очевидным,  что  всевозможные  патопсихологические феномены диссонируют с духом Православия и отчетливо видны на его фоне.  Действительно,  Православная Церковь имеет свойство ярко высвечивать недостатки и дисгармоничные черты личности.  Как здоровая среда Православие не может поддерживать и взращивать какую-либо патологию .

Для нас очевидно,  что Православие неповрежденно хранит  истинное Христово учение и является наиболее здоровым обществом. Поэтому именно в нем как нигде ярко становятся заметны все человеческие немощи, в том числе немощи душевные, из которых проистекают порой и телесные страдания (психосоматика) .

И еще одна теоретическая посылка, из которой мы исходили.  Рассматривая акцентуации и вообще  аномалии личности, можно отметить два важных момента.

Во-первых, все они развиваются на основе тех или  иных  греховных страстей, растут по мере их углубления, и уменьшаются по мере борьбы с ними.

Во-вторых, все  аномальные  черты  снабжены механизмами защиты от посягательств совести и покаянного чувства.  И защиту эту непросто победить. Сюда мы относим сублимацию, вытеснение, проекцию, которые мы понимаем не в смысле фрейдовского психоанализа,  а  как психопатологические механизмы,  позволяющие уклониться от духовной работы.

Итак, Православная Церковь обладает полнотой благодати,  питающей дух человека.  С организацией же душевной жизни  дело  всегда  обстоит сложнее,  поскольку  эта сфера напрямую зависит от тех людей,  которые составляют общину,  приход,  личности духовника.  

В процессе работы книга получилась несколько шире, в нее добавлены очерки об алкоголизме и психология болезни. К сожалению, на сегодняшний день у нас слишком мало цельных, законченных работ по православной психологии . Так и наш труд, нисколько не претендуя на всеохватность и непогрешимость, призывает читателя к размышлениям и даже полемике.

Очерки «Уходя - уходи"... Пьянство и алкоголизм», «Голос пессимиста», "Психология и психопатология духовного руководства», и «Некоторые аномалии личности с точки зрения православной психологии» данной книги посвящены рассмотрению дисгармоничных черт личности с целью дальнейшего выбора правильного пути и средств исправления.

Мы приводим  описание  личностных  расстройств  как  по отдельным симптомам,  так и по крупным синдромам, употребляя термины "истероидный",  "параноидный"  или  "депрессивный" тип характера.  Но абсолютно чистые типы редко встречаются в жизни. Чаще в каждом из нас перемешаны в причудливых состояниях аномальные и ценные свойства, так что хочется воскликнуть со свт.  Феофаном Затворником: "Вот строй греховной области!  Всякий грешник - весь в ней, но держится преимущественно чем-либо одним" . Не стоит забывать и о ситуативных заострениях черт характера.  Так,  ученый,  работающий над новой статьей, может на месяц застрять на своей теме,  представляя собой личность с навязчивостью. Переживший тяжелую потерю человек может долгое время проявлять все черты депрессивной личности и т.д.

Вопрос о том, что считать нормой, а что патологией, всегда был очень сложным . Методологический арсенал православного психолога обогащен такими четкими аскетическими понятиями,  как грех, страсть, греховный навык,  прилог и т.п.  Это знание ставят его в более выгодное положение по сравнению со светскими учеными, не определившимися с нормой и патологией. Вспомним, что в современном  обществе  существовала  тенденция считать психическое  расстройство вариантом нормы,  лишь не приемлемого для господствующего общественного стереотипа .

Есть еще одна посылка, из которой мы исходили. Одним из определяющих понятий в Православии является преображение – не превращение, а одухотворение, возвышение, облагораживание – всего естественного, что есть в человеке, в том числе душевных его сил . Это и определило название книги.

Авторы не делали ни малейшей попытки как-то классифицировать аномалии,  пользуясь уже известными названиями и понятиями.  Не  ставилось целью  и описать все возможные патохарактерологические феномены. Темы наших очерков ограничены проблемами патопсихологии в контексте православного  взгляда на душевную жизнь человека. Это наброски к портретам аномальных, невротических, акцентуированных "стилей"  существования в интерьере церковного обихода,  сделанные кистью православного психолога.

Среди задач данной книги – посмотреть, как формируются некоторые акцентуированные характеры, как действуют их обладатели в условиях церковной общины, какие трудности встречают, каковы пути гармонизации личности и преображения души.

Чаще всего в поле нашего зрения попадали акцентуированные личности . Мы пытались рассмотреть связь акцентуаций с греховными влечениями,  не забывая,  что и "здоровый" человек может быть великими грешником,  при этом не испытывая ни тревоги,  ни мук совести.  В свою очередь, человек с серьезными нарушениями  психического здоровья может быть значительно чище и глубже, чем так называемый средний, "нормальный" человек.

Авторы ни в коей мере не претендуют на оригинальность и системность изложения. Данная книга скорее представляет собой сборник очерков, объединенных общим замыслом. Кроме того, мы намеренно не стали упрощать материал, поскольку говорить о глубоких явлениях лучше все же на языке профессионального психолога. Думается, что для любого человека, интересующегося православной психологией, будет полезно войти в мир лучших достижений психологической науки. С другой стороны, все психологические феномены рассматриваются с точки зрения православной антропологии, поэтому в тексте так много ссылок на богословские работы. Следовательно, книга эта – для людей думающих и творческих.

 

 

Скачать книгу (НАЖАТЬ)!

Для скачивания нажмите на ссылку, например, правой кнопкой мыши и выберите «Сохранить по ссылке как…» или «Сохранить объект как…».

 
< Пред.   След. >